«Музыкант должен тонко чувствовать мир…»

2015-01-09smИнтервью с Алексеем Снитко, магистром искусствоведения, хоровым дирижером и педагогом

Перед дверью кабинета Детской музыкальной школы искусств № 1 имени Л. П. Александровской города Минска в ожидании окончания репетиции стоят мамы и бабушки. Я жду вместе со всеми, только не свою дочь, а руководителя хора Алексея Снитко.

«Ми-до-до», — за дверью дает установку мужской голос.

«Господи, Боже мой, возвеличился еси», — поют детские голоса.

«Господи, Боже мой… — повторяет мужской голос и продолжает: «до» поем нежно».

Услышанное подсказывает, что дети из хора «Тоника» готовят программу для выступления на фестивале «Державный глас».

Вскоре открываются двери, юные вокалисты встречаются с мамами, обнимают бабушек. На их лицах не видно усталости, наоборот, они выходят одухотворенными. После беседы с руководителем хора Алексеем Ивановичем Снитко я начинаю понимать, почему его воспитанники так любят хоровое пение. Впрочем, польза музыки для детей и так очевидна.

Во время репетиции Вы попросили детей спеть ноту «до» нежно…

Конечно, каждый звук имеет разные краски. Количество оттенков звука фактически безгранично. В этом, быть может, и заключается особая притягательность музыкального искусства. Музыка позволяет выразить то, что невозможно описать при помощи слов или цифр. Музыка — это абсолютно уникальный, ни на что не похожий язык со своими правилами и законами.

Но этот язык совершенно не простой. Чтобы его постигнуть, чтобы научиться петь в хоре, нужны годы. Успеха в музыке, на мой взгляд, может добиться человек, который более тонко чувствует этот мир и который имеет потребность делиться своими ощущениями, эмоциями со слушателем. Мне кажется, что школа с одной стороны и желание творческого диалога со слушателем — с другой рождают настоящее искусство.

Скажите, пожалуйста, ребята занимаются в хоре с интересом, проявляя собственную инициативу, или ходят на занятия по желанию родителей, просто для того, чтобы маму с папой не обидеть?

Знаете, дети приходят в музыкальную школу с разными мыслями, с разным уровнем и способностей, и желаний. Кто-то, действительно, учится по желанию родителей, а кто-то от природы отзывчив к музыке и сам любит петь с раннего возраста. Дальше многое будет зависеть от желаний ребенка и от его терпения. Если юный исполнитель достаточно усидчив, вынослив, любознателен, то ему будет интересно в нашем коллективе. При этом, конечно, не будем забывать и о необходимом наличии определенных музыкальных способностей: чувства ритма, музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости к музыке.

Лично я, пока ребенок ходит в хор, стараюсь привить тот профессиональный базис, который позволит ему в дальнейшем поступать в специальные учебные заведения и продолжать обучение. Бывает, человек захочет связать свою жизнь с профессиональным музыкальным искусством, а возможностей уже нет — не создан фундамент, не сформированы или не развиты в достаточной степени навыки. В таком случае музыкальная профессия останется для него лишь несбыточной мечтой.

Конечно, важно дать ребенку необходимые основы музыкантского ремесла, но при этом очень важно не отпугнуть его чрезмерными трудностями. Если в процессе работы ребенок будет чаще соприкасаться с трудностями, чем получать радость, то, скорее всего, не останется в хоре. Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы в обучении доминировала радость от соприкосновения с высокой музыкой, а трудности пытаемся минимизировать. Мне все время приходится искать пути, потому что партитуры, которые мы исполняем, ставят достаточно серьезные задачи для детей. Но как правило, у них все получается, они очень трудолюбивы. Безусловно, сама любовь к музыке также помогает нам и объединяет нас.

Расскажите, пожалуйста, о традициях, которые сложились в вашем коллективе.

Свое название хор «Тоника» получил в 1987 году, но корни истории этого коллектива лежат значительно глубже: хор появился сразу вместе с открытием первой в Минске музыкальной школы в 1926 году. Остались свидетельства, что с хором выступала сама Лариса Помпеевна Александровская (Л. П. Александровская — известная белорусская советская оперная певица (сопрано), режиссер и общественный деятель. —Ред.). Известно, что в разное время с коллективом работали замечательные хормейстеры, в том числе Николай Федорович Маслов, представитель московской дирижерско-хоровой школы, ученик великого русского регента Павла Григорьевича Чеснокова, а также Ирина Анатольевна Фатьянова, Владимир Ильич Клундук.

Хор во все периоды своей истории активно действовал и развивался, при этом всегда славился профессиональными успехами. С «Тоникой» я работаю с 2008 года. За этот период совершили гастрольные поездки в Польшу, в Германию, участвовали во многих конкурсах и становились обладателями Гран-при и первых премий. Мы всегда ставим перед собой достаточно высокую планку и стараемся ее достигнуть.

Как в светском хоре удается сочетать церковную и светскую традицию? Когда церковную музыку исполняет светский хор, для него это просто часть музыкальной культуры или все-таки что-то большее?

Наша школа — светское учебное заведение. Здесь учатся представители различных конфессий. Поэтому репертуар строится по принципу охвата всех основных направлений. Ребята должны пройти определенную программу, которая позволяет им познакомиться с разными музыкальными стилями. Мы поем православную музыку, католическую, протестантскую и, конечно же, светскую: сочинения русских, зарубежных, отечественных профессиональных композиторов.

Безусловно, если не заниматься целенаправленным приобщением к духовной музыке, то достичь каких-либо серьезных результатов нельзя.

Все великие русские композиторы писали светскую музыку для хора и при этом очень серьезно относились к сочинению духовной музыки. Достаточно вспомнить Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. У них есть шедевры как в светском, так и в духовном жанрах музыкального искусства.

Сама история развития хоровой музыки, по крайней мере, последние два тысячелетия, связана, конечно же, в первую очередь с христианством. В духовной музыке заложено очень многое.

При исполнении духовных музыкальных произведений всегда прошу ребят задуматься о смысле спетого. Текст при исполнении духовной музыки, должен находиться в центре внимания как исполнителей, так и слушателей, превалировать; музыка здесь уходит на второй план, ведь она предназначена для того, чтобы донести до молящегося человека слово. Вот здесь — вспомните начало нашего разговора — и возникает необходимость в красках. Нужно постараться спеть каждую ноту так, чтобы все — мысли и чувства — находилось в гармонии…

Алексей Иванович, Вы — руководитель нескольких хоровых коллективов, организатор портала hor.by, автор международного молодежного образовательного проекта «К вершинам творчества». Чем обусловлена Ваша любовь к хоровому исполнению?

Очень долгий период я играл в оркестре. Можно сказать, что к хоровому искусству я пришел через любовь к инструментальной музыке. А любовь именно к хору появилась на старших курсах консерватории. Тогда я начал истинно, всем сердцем, всей душой понимать, любить эту музыку. До этого я мечтал стать пианистом или оркестровым дирижером, а сейчас считаю, что хоровое искусство имеет ничуть не меньше возможностей, ничуть не менее богатую палитру, чем оркестр. Все несколько тоньше и деликатнее, ведь инструментом здесь выступает человеческий голос, но, действительно, палитра эта безгранична. Великие композиторы, например Танеев или Рахманинов, во многих своих сочинениях, в том числе в хоровой музыке, достигали подлинного симфонизма.

Вы сейчас готовились к выступлению на фестивале «Державный глас». Расскажите, пожалуйста, о программе, которую планируете исполнить.

В нашей программе будут представлены произведения замечательного белорусского композитора Людмилы Карповны Шлег. Ее творчество тесно связано с православной музыкой. Людмила Карповна начинала как светский композитор, но затем пришла в Церковь, и в ее творчестве начался новый этап. Она — автор очень многих сочинений, в основу которых легли белорусские знаменные распевы, но при этом она смогла облечь их в современную оболочку. В ее творчестве, на мой взгляд, органично сочетается каноническое, строгое отношение к музыкальным первоисточникам и свободное владение современной композиторской техникой.

На фестивале церковной музыки в Белостоке, где мы недавно выступали с женским хором «Concertino», было исполнено песнопение в честь преподобной Евфросинии Полоцкой, написанное Людмилой Шлег на основе старинных знаменных распевов. Публика очень живо откликнулась на это произведение, потому что оно белорусское.

Вообще, с нашим историческим положением между Востоком и Западом все время существует проблема идентичности. Всегда стоит вопрос принятия восточного или западного, и сложно сказать о том, где мы, где наше место… Важно, что появляются такие произведения, которые позволяют идентифицировать нас; важно, что наша история выкристаллизовывается в профессиональных академических произведениях искусства. С этой точки зрения творчество Людмилы Карповны представляет большой интерес. На фестивале «Державный глас» в исполнении хора «Тоника» будут представлены песнопения из ее концерта «Тебе поем». Также мы исполним сочинения Павла Григорьевича Чеснокова из «Всенощного бдения» для женского хора. Будут представлены песнопения Киевского распева.

В своей программе мы хотели бы показать все краски православной культуры, неразрывно связанной с восточнославянскими народами.

Беседовал Вадим Янчук

19.09.2015

Оригинал публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *