Наложение сайта

Александр Ращинский – сын земли белорусской

Александр Владимирович Ращинский
(1949-2016)

Время летит всё быстрее и незаметнее, меняется окружающий нас мир, одни люди приходят в него, другие – уходят. Мы иногда даже не успеваем заметить, что от нас вместе с ними уходят целые эпохи. С уходом Александра Владимировича Ращинского ушла его эпоха, наполненная искренней любовью к людям, к родной земле, родному языку. Любовь эта осталась во всём, к чему прикасался Александр Владимирович – в народной песне, в его сочинениях, в благодарных учениках, во всех, кому посчастливилось дружить, работать вместе с ним.

Впервые я встретил Александра Владимировича в 1997 году, когда я поступил в Минское музыкальное училище имени М.Глинки. Тогда я ещё не знал, что этот худощавый, невыского роста мужчина с приятными белорусскими чертами лица к тому времени уже успел сделать для народной песни очень многое: полным ходом осуществлялась подготовка будущих дирижёров и артистов народного хора в Минском музыкальном училище имени М.Глинки на отделении, открытом в 1973 году по его инициативе, в филармонических концертах звучали его обработки народных песен, переложения сочинений других авторов, его оркестровая и хоровая музыка.

Убеждён, что фундаментом успеха Александра Ращинского стали исключительные человеческие качества его личности. Всегда корректное и доброжелательное отношение ко всем, без исключения, учащимся возвращались сторицей. Авторитет Александра Владимировича был непререкаем, учащиеся просто боготворили своего учителя. К нему всегда можно было обратиться за профессиональным советом – Александр Владимирович никогда не отказывал в помощи, охотно делился своим видением проблемы. Поэтому не удивительно, что после себя он оставил целую когорту единомышленников, преданных народному хору и родной песне – всему, что было свято для их Учителя.

Цикловая комиссия «Народный хор» (1970-е гг.)
слева направо: А.Ф.Кашпур, М.Н.Калинина, З.А.Цветикова, Л.Б.Ефимова, А.В.Ращинский

Александра Владимировича среди коллег по цеху выделял его композиторский талант. На всю жизнь запомнилась сотрудничество с Александром Владимировичем академического хора училища, в котором мы тогда пели. Под руководством Кирилла Носаева мы готовили к записи на радио ораторию «Смутак памяці» на стихи белорусских поэтов, посвящённую страшным событиям Великой отечественной войны. В этом сочинении композитору удалось так тонко и чутко облачить использованные стихи в оригинальные выразительные мелодии, найти необходимые оркестровые и хоровые краски, что части оратории – яркие, лаконичные и пронзительные  запоминились на всю жизнь. Спустя более пятнадцати лет мы исполнили это сочинение на вечере памяти Александра Владимировича, и оказалось, что для многих слушателей вокально-симфоническая музыка А.Ращинского стала открытием…

Но главным вдохновением для композитора всю жизнь оставалась народная песня. Особая чуткость к пульсу и внутреннему содержанию народной песни отразились в его великолепных обработках для хора. Триптих обработок для женского хора («Туман-матушка», «З-пад белага камушка», «Ой, там на гарэ») и другие обработки («За рэчкаю, за ракой», «Ой, сышліся мужыкі») вошли в золотую коллекцию обработок белорусской народной песни. Многие из них были потом переложены на смешанный хор и исполняются во всём мире, прославляя нашу богатейшую белорусскую песенную культуру. В обработках А.Ращинского есть движение и моторность народного танца, разнообразная подголосочная полифония, тонкий юмор и мастерская хоровая «оркестровка». Создавались обработки, в первую очередь, для своего хора – народного хора Минского музыкального училища, который звучал всегда свежо и ярко, с особой, неповторимой выразительностью и проникновенностью. В репертуар коллектива Александр Владимирович также включал обработки песен и авторские сочинения белорусских классиков – К.Поплавского, Ю.Семеняко, Е.Глебова, Э.Носко, И.Лученка и многих других. Также, в программы выступлений коллектива включались сочинения зарубежных композиторов – одним из ярких событий в жизни училища стало исполнение народным хором «Подблюдных песен» И.Стравинского (вторая редакция с валторнами). Такой подбор программы позволял развивать будущих хормейстеров народного хора разнопланово, знакомить их с различными стилями и направлениями музыкального искусства.

Александр Владимирович всю жизнь оставался верным своим убеждениям, делал всё возможное для сохранения родного языка, народных традиций. Созданные им сочинения, обработки  и переложения навсегда останутся в сокровищнице белорусской культуры, будут прославлять родную землю, как делал это всю свою жизнь славный сын Беларуси – Александр Ращинский.

Алексей Снитко