Данный пост будет пробой обобщения событий и результатов уходящего 2020 года года стальной крысы по китайскому календарю. Лучше всего уходящий год характеризует китайский гороскоп:
2020 год – год Белой Металлической Крысы. Крыса относится к водным знакам, лабильным, довольно терпеливым (чтобы извлечь свою выгоду, конечно), а металл придает ей жесткости, целенаправленности, холодности. Наверное, выражение о том, что «мягко стелет, да жестко спать» – это именно о Крысе в 2020 году.
Сокрушаться о сложном 2020-м не будем, а просто перейдём к хронике. Как обычно – события, произошедшие в 2020 году, ведут свою историю из предыдущих периодов.
Так, состоявшийся концерт проекта “Белорусская музыка Рождества” стал отправной точкой для создания и выпуска одноимённого сборника. Автором идеи сборника выступила неутомимая Е.В.Атрашкевич, она же и предложила издать сборник на базе Минского областного центра народного творчества.
В феврале мною была написана небольшая вступительная статья, и спустя несколько месяцев сборник был издан малым тиражом для библиотек. Несмотря на небольшой тираж, сборник стал важной вехой как в развитии проекта “Белорусская музыка Рождества”, так и распространении и популяризации творчества белорусских композиторов: Елены Атрашкевич, Алины Безенсон, Вячеслава Петько, Екатерины Гигевич. В сборник вошли следующие сочинения:
- Е.Атрашкевич. «Рождественская фантазия» (редакция 2019 года для детского и женского хоров в сопровождении фортепиано)
- Е.Атрашкевич – сл. В.Жуковича. «Святло каляднай зоркі»
- А.Безенсон – сл. В.Данчук. «Божественный свет»
- А.Безенсон – сл. Г.Рыковского. «Вифлеемская звезда»
- А.Безенсон – сл. Т.Мушинской. «Навагодняе свята»
- А.Безенсон – сл. И.Титовца. «Нарадзіўся Хрыстос»
- А.Безенсон – сл. М.Богдановича. «Падвей»
- А.Безенсон – сл. Г.Рыковского. «Раство Хрыстова»
- Е.Гигевич. Рождественские канты «А мы людзі падарожны», «Анёлы ў небе песню спяваюць», «Дар ныне пребогатый», «Нова радасць настала», «Среди лимонов и олив»
- В.Петько. Два рождественских псалма «Дзіўная навіна», «Хрыстос збавіцель»
Убеждён, что изданные партитуры ещё не раз украсят программы филармонических концертов – всем коллегам рекомендую!
В начале 2020 года мне выпала честь возглавить жюри Международного музыкального фестиваля “Ипполитовская хоровая весна“, который проводится на базе Государственного музыкально-педагогического института имени М.М.Ипполитова-Иванова. Заключительный концерт фестиваля планировался на середину марта, но уже в феврале и в Минске и в Москве мы прекрасно понимали опасность надвигающейся пандемии, в связи с чем было принято решение коллективы на заключительный концерт не приглашать, а собрать руководителей для церемонии награждения. Также мне предложили провести мастер-класс с коллегами, и учитывая крайне сжатые сроки для проработки содержания нашей встречи, мной было решено поработать на двумя несложными переложениями белорусских народных песен “Ці свет, ці світае…” (обр. К.Галковского, переложение для однородного состава В.Гуляева), “Рэчанька” (обр. Е.Реутовича). Было очень приятно отметить неподдельный интерес участников к белорусской народной музыке, что отразилось на хорошем темпе работы и отличных результатах.
Таким образом, 15 марта 2020 года мастер-класс (варштат) “Специфика интерпретации белорусской народной песни в авторской обработке” успешно состоялся, в нём приняли участие большое количество как будущих хормейстеров – студентов института, так и практикующих руководителей детских и молодёжных хоровых коллективов Москвы и Московской области.
Спустя несколько дней сначала были отменены большинство рейсов компании “Белавиа”, а к концу месяца и вовсе было закрыто авиасообщение между нашими странами. Я безмерно счастлив, что рискнул и посетил прекрасную Москву – как оказалось впоследствии, это была первая и последняя моя поездки за пределы Беларуси в 2020 году.
Накануне фестиваля, 14 марта я провёл репетицию с Концертным хором “Феникс” Детской музыкальной школы им.С.И.Танеева. Коллективом руководит замечательный талантливый хормейстер, заслуженный работник образования РФ Елена Бессонова, с которой мне посчастливилось познакомиться ещё в 2018 году на конкурсе “Вясновы спеў“. Репетиция должна была стать первой в процессе совместной подготовке исполнения “Детской мессы” Дж.Раттера в рамках проекта “Международные хоровые встречи“. Отмена достаточно масштабного проекта стала первой в череде отмен 2020 года.
Немного фотографий:
11 апреля 2020 года я выступил с докладом «Образовательный процесс по вокально-хоровым дисциплинам в музыкальной школе в нестандартных условиях» на первой в Беларуси хоровой веб-конференции «Хоровое искусство в экстремальных условиях», которая проводилась Белорусской ассоциацией хоровых дирижёров.
С моими коллегами Инессой Бодяко, Ларисой Ядловской, Еленой Романович и Витаусом Мишкинисом (Литва) обсудили вопросы связанные с пандемией, из-за которой многим из нас пришлось отказаться от множества проектов, концертов, встреч и живого профессионального общения, размышляли и делились опытом, как продолжить работу в нестандартных условиях. Приятно было также познакомиться и пообщаться с Борисом Таракановым – известным хормейстером, автором книги “Хор Вам в помощь!“.
В мае 2020 года на базе Образцового хора “Тоника” ДМШИ №1 г.Минска мною был реализован проект “Хоровое творчество в условиях социальной изоляции”, в рамках которого была записана “online”-версия авторской обработки швейцарской народной песни “Кукушка”, созданной белорусским композитором Еленой Атрашкевич. Работа с детьми принесла ценный опыт всем нам, но запись было решено сделать с более опытными певцами, так как целью было именно изучение технологии создания online-хора. В записи приняли участие: Светлана Белая, Ксения Борщёва, Алёна Ремнёва, Александра Волкановская, Мария Павлович, Елизавета Захватошина и Дарья Тарасевич. Вот что получилось в итоге:
Если описать кратко технологию создания ролика, то процесс выглядел следующим образом:
- Запись на MIDI-клавиатуре партитуры (можно и на акустическом инструменте)
- Рассылка записи исполнителям
- Исполнители включали аудиозапись партитуры через наушник от одного телефона и записывали видео на другой телефон.
- Из снятых видео скомбинированы аудиодорожки (обрезка, подгонка, балансировка в Adobe Audition), затем готовая аудиодорожка объединена с видео (Adobe Premiere).
Итого временные затраты составили примерно 6 часов (не имея опыта, и без учёта времени, потраченного на запись исполнителями).
21 мая 2020 года впервые прошло online-заседание Минской хоровой методической секции, в рамках которой выступили приглашённые гости: председатель Белорусского союза композиторов Е.В.Атрашкевич, зав. кафедрой хорового дирижирования БГАМ И.М.Бодяко.
В конце июня мою семью постигло большое горе – ушёл из жизни мой родной брат моего отца – Михаил Сергеевич Снитко. Благодаря его рассказам передо мной оживали образы великих Ильи Мусина, Геннадия Рождественского, их методы работы, их стиль общения, вселенская мудрость и высочайшая культура этих великих людей, собственно носителями которой они и являлись. Благодаря ему я имел счастливую возможность общаться с уникальным и в высшей степени одарённым дирижёром Геннадием Проваторовым.
Помню наш с Михаилом Сергеевичем вояж в Москву за нотами. Мы за день обошли все нотные магазины и издательства. Какой я был счастливый, что приобрёл книгу “Треугольники” Г.Рождественского, стоившую безумных денег за втрое меньшую сумму в издательстве Классика 21-й век (рецензия на потрясающую книгу, ставшую уже библиографической редкостью). Сейчас эта книга – жемчужина моей скромной библиотеки.
В ноябре 2020 мне предложили выступить с лекцией “Вопросы организации и методики преподавания профильных дисциплин и их методическое обеспечение” в рамках круглого стола для учителей детских школ искусств Республики Беларусь, проводившейся Институтом повышения квалификации и переподготовки БГУКИ.
В октябре вместе с капеллой “Sonorus”, благодаря инициативе её директора Елены Антипович, запустили новый проект “С классикой в будущее”.
Финалом 2020 года для меня стал концерт “Рождественская фантазия”. В концерте с ансамблем Concertino мы исполнили премьеры “Ружаньки” и “Ave Maria” Елены Атрашкевич, которой я безмерно благодарен за радость совместного творчества!