Интернет стал необходимой средой для многих крупных театров, музеев и филармоний. Зрители все реже читают бумажные афиши на улицах и покупают билеты в кассе. Они ищут анонсы на сайтах нужных театров и тут же приобретают или по крайней мере заказывают билеты. “Мы провели исследование и выяснили, что более половины зрителей, пришедших на один из концертов, узнали о нем через Интернет. Мы поняли, что старые возможности – афиши, радио и телевидение – понемногу уходят на второй план. Люди покупают билеты через нашу систему в Интернете. У нас существуют SMS-рассылки, e-mail-рассылки, на сайтах ведется анкетирование. Используем социальные сети, в том числе “Twitter”, выкладываем нашу информацию на “YouTube”. Интерес к этому большой”, – говорит руководитель управления по развитию Мариинского театра и реализации инновационных программ Вячеслав Лупачев.
Но зритель может просто “уйти в Сеть”, забыть о существовании реальных концертных и театральных залов. В ответ сами учреждения культуры ринулись туда же. Их руководители осознали, что в Сети можно найти не только “зацепки” для старого и постоянного зрителя, но и привлечь новых посетителей, пусть виртуальных. В конце концов, далеко не каждый способен ездить по лучшим мировым фестивалям и даже просто по “культурным столицам”. Из российской глубинки “хоть три года скачи – ни до какого государства не доедешь”, а ведущие театры и оркестры находятся всего в нескольких городах. Интернет делает театры и концерты доступными повсюду, даже там, куда в советское время не выбирались походные бригады колхозной самодеятельности. Пока, конечно, в идеале: в стране, где еще не решена проблема телефонизации, триумфальное шествие Интернета – перспектива.
Развитие системы трансляций спектаклей и концертов идет двумя путями. Один связан с высококачественной передачей изображения и звука на большие экраны в специальные залы. Метрополитен Опера уже несколько лет транслирует свои спектакли в оборудованные кинотеатры больших городов (в этом году такие трансляции опробованы и в России). Другое направление – выход на рядового “потребителя культурных услуг”, использующего простой домашний Интернет.
Около года назад в Мариинском театре создана студия аудиозаписи, на тот момент (а может быть, еще и сегодня) – самая совершенная в России. Под брендом “Мариинский” выпускаются произведения, записанные в его залах. Первые же диски (“Нос”, 1-я и 15-я симфонии Шостаковича) в конце 2009 года получили пять премий “Грэмми”. Технику для съемки видео высокой четкости (HD video) театр приобрел одним из первых в стране, на федеральные средства. Уникальная аппаратная была по просьбе Мариинки модернизирована, чтобы улучшить аудиопараметры записей и материалов, идущих в прямой эфир. Вячеслав Лупачев называет эту технику самой совершенной в мире.
Несколько спектаклей уже записано на видео, в расчете на предстоящие трансляции. Для них создан новый сайт, на основе HD-технологий media.mariinsky.ru. В студии есть звукорежиссер, редактор и видеооператор. Оборудуется мини-студия, в которой можно будет снимать интервью – и тут же передавать в эфир. Через новый сайт radio.mariinsky.ru начаты прямые, пока эпизодические, аудиотрансляции в Интернете. Театр начал с самых простых (с точки зрения организации и проблем с копирайтом) органных концертов. Каждая передача занимает около двух с половиной часов.
Одновременно Мариинский театр готовится к трансляциям концертов в кинотеатры примерно 50 городов России. Предварительные договоренности с ними об этом уже достигнуты. Передвижной телевизионный комплекс спроектирован специально для театра и может работать и в других городах, во время гастрольных выступлений.
Кроме того, при поддержке Всемирного банка создана автоматическая система управления спектаклями. “Теперь мы можем в полуавтоматическом режиме составлять “бизнес-план” театра, учитывая для каждого спектакля, какие солисты будут участвовать, нужен ли хор, где находятся декорации, будут ли они готовы такого-то числа, в такое-то время, – говорит Вячеслав Лупачев. – Все цеха заносят туда информацию – и режиссерское управление получает сведения, можно ли провести спектакль в этот день: все солисты есть, декорации есть; или зажигается “красная лампочка” – все есть, вот только декорации на гастролях, они вернутся через пять дней после нужного срока. Это большая работа по составлению паспортов всех спектаклей в электронном виде. Есть и человеческая проблема: люди не во всех цехах хорошо знакомы с компьютером, нужно учить. Но мы уже начинаем вводить в жизнь эту систему”. Она позволяет и артистам театра, выезжающим на гастроли или занятым в Петербурге, входить в нее с компьютеров на любом континенте, чтобы уточнить график выступлений или связаться с приглашенным режиссером, который готовит постановку “дистанционно” и лишь время от времени приезжает для репетиций. Впрочем, и самими репетициями теоретически уже можно руководить онлайн.
В этом же направлении развивается и Свердловская филармония. Здесь поставили задачу создать целый комплекс виртуальных услуг, прежде всего для жителей своего региона, хотя и не только для них. “Мы создали в Свердловской области восемь филиалов виртуального концертного зала. Базой стали библиотеки – центры культуры в маленьких городах с населением 10 – 30 тысяч человек, – расшифровывает политику филармонии ее директор Александр Колотурский. – Туда через компанию “Уралсвязьинформ”, обеспечивающую поток 40 гигабайтов в секунду, мы подвели специальные каналы, потому что формат нашего виртуального концертного зала – High Definition (Full HD). Это очень высокий стандарт качества звука и картинки, то, чего на нашем телевидении еще нет. Мы нашли фирму, единственную в России, которая обладает программным обеспечением (это их изобретение), чтобы такой поток, который дает Full HD, можно было сформировать, отправить в обычные сети, а абонент получал бы их на скорости всего-навсего два гигабайта в секунду, хотя каждый концерт занимает терабайты. Второй провайдер, с учетом развития не только в Интернете, – Ростелеком. Уже есть договоренность, что наш сервер будет стоять там. Мы ведем разговор с фирмой, которая предоставляет кабельное телевидение для 70 тысяч квартир. Каждый провайдер тащит к нам оптоволоконный кабель, чтобы не обрушился наш сайт. Потому что иначе, если все зайдут к нам одновременно, сайт обрушится, как это было в первый день трансляций в Берлине: там не ожидали большого наплыва посетителей со всего мира”.
Пока желанием работать с трансляциями концертов горят немногие телекомпании, поскольку средства, которые предстоит вложить на начальной стадии работ, довольно велики, а моментальной окупаемости ждать не приходится. Оказалось, что предложенный концертной организацией формат трансляций опережает технические возможности электронных сетей, причем самое узкое место – “последний метр” до потребителя.
“Пока мы – единственные в мире, кто дает Full HD не в записи, а онлайн, – продолжает Александр Колотурский. – У нас семь камер в зале (пять стационарных и две переносных), режиссер может ими управлять. Есть экран. Картинка идет одновременно с пяти камер в Интернет. На мониторе компьютера – одна большая картинка и пять маленьких. И человек – сам себе режиссер: он мышкой будет выбирать ту камеру, тот ракурс, который хочет видеть во время концерта. Технологии уже все есть, мы их опробовали”.
В библиотеках установлены большие экраны. Это первый такой проект в стране. На его внедрение пошли деньги федерального, регионального бюджетов и около 10 млн рублей, заработанных самой филармонией. Дальнейшее продвижение Александр Колотурский связывает с государственным заказом филармонии на предоставление культурных услуг: “Мы создаем прецедент – показываем государству, что такая услуга существует, она качественная – и хотим предложить государству купить ее”.
Пока трансляции не стоят зрителям ни копейки, отчасти из-за того, что не решены некоторые правовые вопросы, в том числе связанные с авторским правом. Это обстоятельство обеспечивает не только большую доступность концертов для провинциальных зрителей, доходы которых заметно ниже, чем у населения региональных столиц. Оно создает и элементы гражданского общества, только ориентированные не на политическую, а на культурную жизнь. “Люди на местах формируют общества – Филармонические собрания, – рассказывает Александр Колотурский. – Их участники сами создают из предложенных трансляций и записей филармонический сезон. Мы им предлагаем 10 записей, сделанных в течение года, а они сами выбирают, как будут смотреть их – онлайн, офлайн (все это наша техника позволяет). У нас есть волонтерская служба. С лидерами этого движения мы заключаем договоры. Они отвечают за организацию, проведение, продвижение, приглашение специалистов, которые могли бы прокомментировать показы (есть же, например, в городах музыкальные школы)”.
Министерство культуры России предполагает создать в малых городах сеть специальных залов, в которых будут транслироваться спектакли ведущих театров страны, – ведь средств на гастроли недостаточно. Главное, чтобы это не превратило искусство в его суррогат, в вынужденное лекарство от бедности.
Василий Когаловский, газета “Культура”
Оригинал материала можно найти здесь