Обращаясь к хоровому искусству Соединённых Штатов Америки нельзя не упомянуть, что американская музыкальная культура – явление исторически молодое. США как суверенное государство образовались в результате победы революции 1776 года. С самого начала религиозная и философская мысль, наука и техника, различные формы жизни и культуры колоний Северной Америки, а затем и политически независимой страны были связаны с наследием Европы. Культурный диалог Америки с Европой стал необходимой составляющей в формировании американского самосознания. Американцы не просто продолжали и трансформировали европейские традиции, но и образовали особую их ветвь, в том числе и с использованием местных традиций. Дальнейший путь страны определила самобытность духовных исканий американских мыслителей и художников.
Художественный мир Нового Света зарождался в условиях сложных взаимоотношений, постоянных войн и конфликтов между переселенцами и коренными жителями страны, и сначала был основан на традициях метрополии. Однако уже сразу стал стремиться к индивидуальному их претворению, отличному от традиционных европейских образцов. Так, традиция и новаторство, преемственность и переосмысление наследия мировой культуры способствовали формированию национального характера и американской идентичности в молодой стране.
В колониальный период появлялась музыкальная традиция, тесно связанная с европейской, прежде всего английской. Пуританская мораль колонистов не давала развиваться светским жанрам, разрешая лишь пение псалмов.Однако постепенно, в процессе формирования новых укладов, обычаев и вкусов, особое распространение получает написанный полупрофессионалами религиозный гимн, который пели и вне церкви. Гимны часто исполнялись массово — до 20 тысяч человек на религиозных собраниях, и сливались с балладным жанром. Наиболее известные авторы — Э. Лоу, О. Холден, Дж. Морган и др. Одновременно складывалась традиция духовых оркестров – бэндов.
Отдельно нужно отметить вклад привезённых в Америку негритянских рабов. Под влиянием древней самобытной музыкальной культуры и песен плантаций появляется первая афро-американская форма — спиричуэл.
Во 2-й половине XVIII — начале XIX века в музыкальной жизни Америки по-прежнему ведущее место занимали профессиональные музыканты, иммигрировавшие из Европы — руководители театральных трупп, церковные органисты, учителя музыки. Местным жителям отводилась пассивная роль «благородного любителя» («genteel amateur»).
В период Войны за независимость особое распространение получает патриотическая песня («Янки Дудль», «Звёздно-полосатый флаг», «Славься, Колумбия» и др.). Постепенно музыка прочно входит в повседневную жизнь — приобретают популярность домашнее музицирование (household music), концерты салонного характера, танцы.
В конце XVIII в. происходит формирование американской профессиональной музыки. Среди исполнителей долгое время преобладали первоклассные европейские мастера, а потребителем выступала состоятельная публика больших городов. В XIX в. появляется ряд симфонических оркестров. В 1883 открывается «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, затем появляются свои оперные театры в Чикаго, Новом Орлеане, Бостоне и др.
В начале XX века музыка оставалась эклектичной, характерной особенностью оставалось смешение различных стилей, использование народных мотивов. В это время музыка начинает активно развиваться в городах Среднего Запада и Калифорнии. Центром же коммерческой музыкальной индустрии становится Нью-Йорк.
Хоровое искусство США активно развивается по ряду направлений: академическая школа (хор Р. Шоу), хоры при религиозных общинах (Мормонский табернакальный хор), поп- и шоу-хоры.
«Идите в хоры и обретёте гармонию!»
Роберт Л. Шоу. американский хоровой дирижёр
Роль хорового исполнительства на государственном уровне всегда подчёркивается участием хоров на мероприятиях самого высшего уровня:
- Торжественный вечер 19 января 2017 года – накануне инаугурации 45-го Президента США Дональда Трампа, Хор Армии США исполняет 1-й, 2-й и 5-й куплеты Боевого гимна Республики
- Церемония инаугурации 45-го президента США Дональда Трампа 20 января 2017 года, Мормонский табернакальный хор исполняет исполняет гимн “America the Beautiful”
Мормонский хор был сформирован в 1847 году. Первое выступление нового хора состоялось 22 августа 1847 года.
Мормонский табернакальный хор назван в честь Табернакля, расположенного в Солт-Лейк-Сити. Строительство здания было закончено в 1867 году, первое выступление церковный хор мормонов провёл 4 июля 1873 года. Орган, расположенный в нём, состоит из 11,623 труб.
Первоначально, хор был маленьким и довольно недисциплинированным. Но в 1869 году, когда музыкальным руководителем был назначен Джордж Кареллес, ситуация изменилась. Под его руководством численность участников хора выросла до 300 человек, во многом благодаря присоединению небольших хоральных ансамблей. Последующие руководители работали за поднятие стандартов хора, требуя более твёрдой вокальной подготовки. Хор стал лучше как ансамбль и его репертуар возрос от ста песен до нескольких тысяч. Начиная с 1929 года мормонский хор является участником 30—минутной еженедельной воскресной музыкальной программы «Музыка и изречённое слово» (Music and the Spoken Word).
Обширно развита индустрия болеё “лёгких” жанров. В стране пользуется популярностью шоу канала NBC “Clash of the Choirs”
“Полёт шмеля” в современной обработке a’ capella (исполняет команда под руководством Nick Lachey – победитель шоу 2007 года):